Русское золото
Введение
В составе Государственных музеев Московского Кремля главное место
принадлежит древней Оружейной палате. Ее фантастические по
художественной и материальной ценности собрания золотой светской и
церковной утвари, ювелирных изделий, государственных регалий, тронов,
парадного оружия, предметов конского убранства, редчайших тканей
неразрывно связаны с многовековой историей нашей Родины.
Драгоценные сосуды, золотые венцы, шитые жемчугом и самоцветами
облачения, принадлежавшие великим князьям Юрию Долгорукому, Ивану
Калите, Дмитрию Донскому, Ивану III, Ивану IV Грозному и их
современникам, являясь уникальными произведениями искусства, ярко и
образно напоминают о становлении и развитии Москвы, о превращении
небольшого Московского княжества в могущественное Русское государство.
Овеянные воинской славой доспехи и оружие, в числе которых сабли
руководителей народного ополчения 1612 года Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского, трофеи Полтавской битвы, предметы, связанные с
Отечественной войной 1812 года, свидетельствуют о трудной борьбе за
свободу и независимость русского народа. Основную часть собраний музея
составляют произведения искусства, выполненные в художественных
мастерских Московского Кремля, которые в XIV—XV веках обслуживали
великокняжескую и митрополичью, а с XVI века царскую и патриаршую
резиденции.
После основания Петербурга и перенесения на берега Невы царской
резиденции деятельность кремлевских мастерских прекратилась. Лучшие
ювелиры, златокузнецы были отозваны в новую столицу. Но древние, веками
накапливавшиеся в Кремле исторические ценности остались в прежних
хранилищах.
В 1718 году Петр I отдал указ о вычинке царских венцов,
украшений, других произведений искусства, хранившихся в старинной
Казенной Мастерской палате, и о размещении их «явственно за стеклы» в
новых, исполненных «самым добрым мастерством» шкафах. Это распоряжение
Петра I было продиктовано желанием сберечь кремлевские сокровища и
придать их хранению музейный характер.
В XVIII—XIX веках собрания золотых изделий Оружейной палаты пополнялись лишь отдельными произведениями русского искусства.
Коренные изменения в составе собраний русских золотых изделий,
равно как и других коллекций Оружейной палаты, произошли после Великой
Октябрьской социалистической революции. 5 января 1918 года все
находившиеся в Кремле художественные и исторические памятники были
объявлены собственностью государства. Редчайшие произведения искусства,
прежде скрытые в ризницах кремлевских соборов и монастырей, стали
достоянием Оружейной палаты. Позднее в музей были переданы ценности из
Троице-Сергиевой лавры. Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Ипатьевского
и других монастырей и храмов. Большинство предметов были исполнены
кремлевскими мастерами в XVI—XVII веках. Новые поступления неизмеримо
увеличили историко-художественную значимость музея, превратили
Оружейную палату в сокровищницу искусства мирового значения.
Собрания Оружейной палаты продолжают пополняться в наши дни
произведениями искусства, передаваемыми в музей различными
государственными учреждениями. Союзом художников СССР, частными лицами.
Коллекция русских золотых изделий в настоящее время включает
памятники, исполненные в промежутке от раннего средневековья до начала
XX столетия. Она дает уникальную возможность детально проследить почти
тысячелетнюю историю развития отечественного златокузнечного искусства.
В этом состоит особая научно-познавательная ценность собрания.
Большая его часть представлена на постоянных экспозициях
Государственной Оружейной палаты и Музея искусства и быта XVII века,
находящегося в Патриаршем дворце на Соборной площади Кремля.
Но значительное число русских золотых изделий хранится и в
фондах Музеев Кремля. Здесь их изучают музейные работники, ювелиры,
искусствоведы. Отсюда их отправляют вместе с другими экспонатами на
художественные выставки у нас в стране и за границу, В последние годы
они экспонировались в Югославии, Италии, Мексике, США, Японии и других
странах, повсюду рассказывая о высоких достижениях русского искусства и
его яркой самобытности.
Настоящий альбом — первая публикация лучших русских художественных золотых изделий из фондов Музеев Кремля.
Вошедшие в альбом древние изделия XIV—XVII веков свидетельствуют
о вдохновенной одаренности мастеров золотого дела, об их вкусах,
представлениях и мечтах об «украсно украшенной» и счастливой Родине.
Произведения XVIII — начала XX столетий позволяют проследить
национальное своеобразие стилистических изменений от барокко и рококо
до модерна в русском ювелирном искусстве.
В целом публикуемое собрание редких, а подчас и уникальных
золотых изделий из фондов Государственных музеев Московского Кремля
служит убедительным подтверждением многовековой преемственности,
целостности и самостоятельности русского искусства.
|