Осенью 2008 года российские ювелиры констатировали резкий рост
спроса на украшения — до 90% по сравнению с традиционно пиковым мартом.
Однако с началом 2009 года спрос изменился: все большей популярностью
начали пользоваться недорогие украшения и изделия из серебра.
Резкий спрос на ювелирные изделия в октябре-ноябре прошлого года был
обусловлен ощутимым для большинства россиян началом кризиса, —
подтверждает BFM.ru гендиректор Ассоциации ювелиров России Валерий
Радашевич. Как заявляли тогда представители розничных ювелирных сетей,
широкие слои населения могут позволить покупку ювелирных изделий в
отличие от, например, недвижимости. «Есть покупатели, которые
приобретают в МЮЗе крупные бриллианты без оправ, стоимость которых
выражается цифрой с шестью нулями, рассматривая их как движимое
имущество», — приводил пример гендиректор «Московского ювелирного
завода» Денис Адамский.
В декабре ситуация в различных регионах складывалась по-разному, однако
по среднему уровню продаж эксперты зафиксировали падение примерно на
10% по сравнению с предыдущим декабрем, — отмечает Валерий Радашевич:
«К началу марта продажи продолжили снижаться, в дорогом сегменте
падение составило до 15%». Тем не менее, по прогнозам экспертов, в
отличие от других рынков, где среднеценовой сегмент является наиболее
устойчивым в кризис, ювелирные изделия для middle-класса просядут
больше всего.
Сейчас из всего рынка ювелирных украшений, пожалуй, лишь
производители и продавцы серебра не говорят об ощутимом негативном
влиянии кризиса. «И производство, и реализация изделий из серебра
растут, по итогам года их продажи могут вырасти процентов на 20-25, —
полагает гендиректор Ассоциации ювелиров. — Некоторые производители,
чтобы сохранить покупателей, сейчас даже начали выпускать изделия из
серебра с бриллиантами, что позволяет существенно снизить его цену:
серебро сейчас в десятки раз дешевле золота, цены на которое к тому же
в последнее время высоки». Напомним, котировки апрельских фьючерсов на
золото по итогам торгов в понедельник на COMEX составили 922 доллара за
тройскую унцию, тогда как фьючерсы на серебро — 12,89 доллара.
«Средний чек к 8 марта в магазинах нашей сети составил от 16 до 20
тысяч рублей в зависимости от региона. По Москве эта сумма ближе к 20
тысячам. Однако покупок неоправленных ограненных брильянтов стало
меньше, насколько — в процентном соотношении сказать затрудняюсь», —
рассказал BFM.ru гендиректор МЮЗа Денис Адамский.
Стабильным пока остается инвестиционный спрос — как правило, покупки
с целью вложения средств совершаются на сумму от 1,5-2 млн рублей, —
говорит директор по сбыту «Смоленских бриллиантов» Александр Градобоев.
«Из-за сокращения покупательной способности спад сейчас есть по всем
категориям продукции, не только в ювелирном секторе. Большая часть
спроса перераспределилась в сторону более дешевой продукции, но спрос
со стороны инвесторов пока остается стабильным», — рассказывает
эксперт, отмечая, что это очень долгосрочное вложение, которое имеет
смысл делать минимум на 10 лет. «Сейчас этот рынок находится не в лучшем состоянии, так, крупнейшие алмазодобывающие компании АЛРОСА и De Beers полностью приостановили поставки на мировой рынок из-за падающего спроса и дешевеющего сырья. Однако именно поэтому сейчас есть возможность купить эту продукцию, и в перспективе ближайших пяти лет это выглядит очень хорошей инвестицией», — рассуждает Валерий Радашевич.
«Вложения в ювелирные изделия и драгоценные камни позволяют получить инвесторам прибыль на уровне 10-15% годовых. Однако такая доходность возможна лишь при приобретении продукции известных мировых ювелирных домов и антикварных изделий стоимостью от 5 тысяч долларов. Идеальным вариантом для инвестирования является приобретение российских ювелирных украшений конца 19 – начала 20 веков и западных, датированных 18-м веком», — считает инвестиционный консультант «Финама» Андрей Сапунов.
|